Суббота, Январь 28, 2017

Утро свадебного дня.

Утро свадебного дня в доме невесты начиналось с того, что, встав раньше всех, невеста начинала будить причетами отца, мать, подруг.
- Вставай-ко ты, мой родимый батюшко, -
Обращалась она к отцу:
- Вставай-ко, просыпайся-ко,
Умывайся-ко ты ключевой водой,
Утирайся тонко-белым полотенишком,
А я-то, горькая гоюшица,
Умывалась горючими слезами,
Утиралась своим горюшком.

Потом с тем же причетом обращалась к матери и подругам, ночевавшим у нее. Она спрашивала, спалась ли им ночка темная, и рассказывала: чуть уснула, и привиделся ей «нехороший сон»: будто ходила она по берегу реки, оступилась и хваталась за колючий куст шиповника или осоку колючую, что потеряла «три потерюшки»: из косы ленту алую, ключи от дома родимого и свою вольную волюшку.
Обращалась она с причетом и к брату, его просила завалить дорогу белой березою, чтобы «злые люди-разлучники не могли бы пройти-проехати», или просила поймать в лесу зверя лютого, привести на широкий двор да привязать к точеному столбу, чтобы чуж-чужанин со своим поездом испугались бы и уехали.
Между тем подруги начинали собирать невесту к венцу, одевали ее в свадебный наряд. В некоторых приокских селениях обувать невесту обязательно должен был отец. В крестьянской среде специального свадебного платья не было. Невеста под венец шла в обычной одежде, только праздничной, самой нарядной.
Мать и отец благословляли дочь, обычно иконой Богоматери. Эту икону она брала потом с собой в новый дом. Невеста-сирота, или если у нее не было одного из родителей, обязательного ходила за благословением на могилу.
Шли сборы и в доме жениха. Сходились поезжане. Отец с матерью благословляли сына. Дружке перекидывали вышитое полотенце через плечо. В руке он обязательно держал кнут, им хлестал дорогу перед выездом, чтобы отогнать возможную порчу. Стряпухи готовили еду для праздничного стола. Повозники осматривали сбрую, прикрепляли колокольчики к дугам, украшали дуги ленточками, ленточки вплетали и в гривы коням – свадебный поезд должен был быть нарядным.
Во многих местах Поволжья утром дружка отправлялся к невесте «с цветным платьем», то есть отвозил свадебный наряд или одежду, выговоренную с жениха на сговоре: шубу невесте, накидную шаль, сарафан, сапоги и т.п. Ехал с полдружьем, иногда и со свахой.
Дружка входил в избу, останавливался у порога, крестился и начинал:

Здорово живете, сватушка и свахонька,
Все ли живы и все ли здоровы?
Все ли вы слава Богу?
А у нашего князя все живы и здоровы,
Все слава Богу.
Наш хозяин прислал к вашей милости
О вашем здоровье расспросить,
О своем рассказать,
Челом ударить, челобитную справить.
Сватушка и свахонька,
Есть ли у вас новая горенка
И широкая подворенка?
Есть ли у вас светлая светлица?
А у нашего хозяина
Есть новая горенка и широкая подворница,
Есть светлая светлица и чистое зеркальце.
Сватушка и свахонька,
Прикажите вы в вашу горенку войти,
К дубовому столу подойти,
На дубовый стол светлое платье положить.