Суббота, Январь 28, 2017

Продажа рубахи.

Жених навещал невесту, а от невесты к жениху несколько раз ходили девушки. Ей самой появляться до свадьбы у жениха считалось неприличным. Жених мог прийти к невесте в любое время, а девушки шли в специально оговоренный день. На это время жених приглашал к себе товарищей.
Первый приход был обычно «за меркой», или «за рубахой», по размерам которой невеста шила жениху рубаху свадебную. Через несколько дней шли уже «с рубахой». Товарищи жениха встречали девушек у крыльца, и здесь разыгрывалась веселая сцена поиска жениха, а потом продажа рубахи.
- Мы с рубахой пришли. Наша невеста жениху рубаху посылает!
- Благодарим за рубаху. Милости просим! – друг жениха подносил коренной подруге, которая держала рубаху, стакан с вином и пытался взять рубаху. Только та ее не отдавала.
- Не красен стакан вином, а красен женихом!
- Не хотите вина принять, вот тогда вам! – парень протягивал пригоршню конфет, пряников и прочих сладостей.
- Мы пришли не попить, не поесть, а жениха посмотреть! Подайте нам жениха!
- Ну ладно, сейчас позовем.          
И вот из избы выводили парня, нарочно измазанного сажей, в драной одежде.
- Вот ваш жених!
- Ой, не наш! Нашу-то невесту просватал хороший да пригожий, а это грязный какой-то! Не наш!
- Ладно, вот ваш жених! – выводили еще одного, теперь нарядного.
- Хорош паренек, да не наш женишок!
- Но тогда ищите своего!
Парни становились в шеренгу, а жениха ставили за собой.
Наконец, жених был найден и освобожден. Теперь начинался торг: девушки просили выкупить рубаху, расхваливали ее, заламывали цену. Жених расплачивался сладостями, давал денег. Иногда девушки для смеха подавали старую рубаху, на которую специально нашивали много заплат разных расцветок и разных форм. Жених, конечно, отказывался от такой рубахи, и тогда продавали настоящую.
Когда девушки собирались домой, жених посылал невесте гостинцы. Коренная подруга принимала их на вышитое полотенце и так несла невесте.
В некоторых селениях ходили еще «мерить занавесы», то есть размеры окон, чтобы сшить занавески. Впрочем, этот обряд скорей всего поздний и получил широкое распространение в последние десятилетия. В других деревнях ходили «по пирог». Мать жениха пекла для невесты специальный пшеничный пирог с кашей. Дня за два до свадьбы кое-где ходили «за мылом», «за веником» для бани, «за свечей». Иногда невесту навещали «с гостинцем» мать жениха и его сестра, они просили пирог-курник, яйца, пряники, орехи. Все эти взаимные угощения способствовали сближению как жениха и невесты (особенно если до сватовства они были мало знакомы), так и обеих семей. А молодежь, подруги невесты и товарищи жениха как бы репетировали свою собственную свадьбу. Нередки были случаи, когда парни здесь подбирали себе невест. И если выбор поддерживали родители, вскоре следовало сватовство и одна свадьба тянула за собой другую.
Вот наступал последний предсвадебный день. Надо сказать, что по законам православной церкви бракосочетание не совершалось, помимо постов, в святки (от 7 января до 20 января), во вторник, четверг и субботу, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников, в масленичную неделю, накануне и в дни усекновения главы Иоанна Предтечи (10-11 сентября) и воздвижения Креста Господня (26-27 сентября).