Суббота, Январь 28, 2017

Перед свадьбой.

- Милости просим! – отвечал хозяин дома. Дружка подходил к столу, Полдружье с узлом в руках за ним. Дружка брал из узла вещь, показывал всем и выкладывал на стол, приговаривая:

Вот вам светлое платье,
Шуба соболиная, половина – козлиная,
На ней петельки витые,
Пуговки литые,
А кантики золотые.

Или:

У меня одежа хороша:
Шуба боброва – лисьи овчинки,
На сто рублей починки.
Вот вам сарафан, кумашный
Работы домашней,
Фата чебоксарская, бумажная,
Котики казанские,
Чулочки астраханские
Да брус мыла,
Тут же в астраханском чулке было.
Сватушка и свахонька,
Вы, что вам надо, возьмите,
А что не надо – обратно назад отошлите.
Шубу-то возьмите да ее поберегите:
Бортики-то не помните,
Пуговки-то не оторвите,
Золотые кантики-то не оботрите!

Дружка трижды по солнышку обходил стол, «очищал» его на всякий случай от порчи и благословлял. Чистый стол можно было накрывать, сажать за него невесту. Хозяева выставляли на стол каравай хлеба. Дружка забирал невестин каравай, а вместо него ставил каравай жениха. Иногда обмен хлебом проходил по приезде жениха за невестой и в более сложной форме: оба каравая разрезались на половинки и из разных половин составлялись новые караваи. Это символизировало создание новой семьи и должно было способствовать дружбе и единению как мужа с женой, так и их родственников.
Дружке и его спутникам отец невесты подносил вино, те, выпив, прощались и возвращались в дом жениха.Теперь можно было ехать за невестой. За невестой всегда ездили, даже если жили рядом и церковь была близко. Свадебный поезд состоял обычно из 3-5 и даже более лошадей, в зависимости от богатства. На первой повозке ехал дружка со своим помощником-полдружьем, повозка с женихом всегда находилась в середине поезда, с женихом ехали тысяцкий, сваха, иногда большой боярин, замыкали поезд малые чины. Родители никогда с женихом не ездили и в церкви при венчании не были. Из женщин в поезде была лишь сваха. В приокских районах во главе поезда обязательно ехал «вершник» - поезжанин верхом на лошади.