Суббота, Январь 28, 2017

Свадебные обряды. Одаривание молодых.

В арзамасских селах обряд одаривания назывался «в ногах лежать», «кланяться». Там молодые стояли посреди избы, по обе стороны их – родители новобрачного. Когда подносили подарок, молодые кланялись дарящему, иногда при этом становились на колени.
Одаривание часто совмещалось с обрядом угощения всех присутствующих от одного хлеба или пирога, что знаменовало единение двух породнившихся коллективов. В этом случае «невестин караваец» или пирог-курник резали на столько частей, сколько было «пировых», то есть участников пира. Каждому дарящему дружка или сваха подносили рюмочку вина и подавали кусок пирога. В арзамасских деревнях при этом пели:

Чарочка моя,
Серебряная,
На золотом блюдечке
Поставленная!
Кому чару пить,
Кому выпивать?
Пей чару,
Выпивай чару,
Василий Иванович!

Тут называлось имя дарящего и поздравляющего новобрачных.
Во многих местах Поволжья этот обряд назывался «сыры носить» и даже первый свадебный пир у молодых мужа назывался «сырами» (говорили: «Невестины родители на сыры поехали»). Можно предполагать, что когда-то здесь делили и поедали сырный пирог.
В южных районах нижегородского Поволжья делили и поедали вместе курник. Вероятно, когда-то давно это был свадебный пирог с куриным мясом. О роли курицы как символа жизни и чадородия уже рассказывалось. В конце XIX – начале ХХ веков курником повсеместно называли сладкий пирог, пирог с кашей или красиво украшенный каравай, правда, в некоторых деревнях сохранялся обычай запекать в него куриную голову. Курник «продавали» чаще всего на второй день. На второй день свадьбы в ряде деревень по Оке и Волге девушки приносили продавать елочку или другое деревце. На ветки привязывали конфеты, пряники и продавали их, а собранные деньги передавали молодым.
Одаривание молодых проходило обычно весело, интересно. Сваха и дружка знали особые приговоры на этот случай.